(929) 644-00-80
(499) 946-35-43
mail@wellcomclub.ru
Главная Карта сайта Контакты ВКонтакте Facebook YouTube обучение услуги магазин фитнес врач велнес офис о компании Главная > Статьи
Знание — сила
или нетривиальные следствия из закона
перехода количества в качество.
Как управление телом помогает управлять сознанием.

Писатели — фантасты во все времена пытались предсказать, каким будет человек 21-го века. Описывали тщедушных низкорослых существ с огромной головой и длиннющими пальцами, для которых даже передвижение в пределах собственного жилища является проблемой.

Но, слава богу, 21-й наступил, а мы продолжаем бегать, приседать со штангой, танцевать, заниматься йогой. И не потому, что цивилизация даёт нам мало благ. Просто для того, чтобы реализовать свои желания, мы должны иметь силы это сделать. Захватывающий вид открывается с вершины Эвереста, но мало у кого хватит сил туда добраться. Приятно опуститься с аквалангом на дно океана возле рифа, но для этого тоже нужно тренироваться. А ещё удивительно приятно услышать от любимого человека: «Какая у тебя потрясающая фигура!». Мы остаёмся людьми, а в человеке всё должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и мысли. Это не я придумал, а Чехов А.П. — великий русский писатель. И он, конечно, прав.

Личность человека реализует себя через свои проявления, которые сами по себе личностью не являются. Современная психология говорит о трёх проявлениях личности.

МЕНТАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ являются проявлением сознания. Это продукт деятельности нашего мозга, логическое мышление.

ТЕЛО- это проявление подсознания. К примеру, волосы и ногти продолжают расти ещё около месяца после биологической смерти человека; большинство органов возможно пересадить в течение нескольких часов; тело продолжает двигаться даже после того, как была отрублена голова. Тело может прекрасно обходиться без головы. Все знают случаи, когда в отделениях реанимации месяцами и годами поддерживается жизнь в теле человека уже после наступления смерти мозга. Или отключение сознания во время шока — организм не готов тратить энергию, необходимую для поддержания жизненно-важных функций, на осуществление логического мышления.

Самая сложная категория — это ЭМОЦИИ. Они являются ощущениями тела, пропущенными через сознание. Представьте себе человека с повязкой на глазах. Его подводят к краю крыши. Не имея информации, (кто же его предупреждать-то будет?) личность никак на это не реагирует. Молчит и тело — оно не имеет в данной ситуации возможности воспользоваться рецепторами — на глазах повязка.

И человек не испытывает никаких эмоций, касающихся данной ситуации.

Но стоит ему развязать глаза, и автор этой затеи узнает о себе столько но-о-о-вого... Эмоций будет выше этой самой крыши!

Рецепторы (читай — тело) получили информацию, голова (сознание) её обработала и сравнила с имеющимся опытом. В результате мы имеем полноценные эмоции. Чувство страха. Гнева. Раздражения на организаторов эксперимента. Таков путь появления всех эмоций и чувств.

Когда мы говорим о каком-то человеке, всегда характеризуем его с трех сторон: описываем его тело, эмоции и ментальную составляющую.

Например, у меня есть знакомая, которая мне не нравится. И я хочу описать её буквально в трёх словах.

Получилось: тупая толстая истеричка.

Я полностью (возможно, излишне предвзято) описал её личность. Любое дополнение — это вспомогательное описание одной из трёх вышеперечисленных характеристик. Но бог с ней! Она того не стоит.

Каково же резюме?

Так вот: все проявления личности РАВНОЦЕННЫ!

Рассмотрим следующие тезисы:

1. Эмоции являются продуктом тела (подсознания), обработанным серым веществом мозга (сознанием)

2. Сознание (мозг) является частью подсознания (тела). Ведь они неразрывно связаны, даже анатомически и физиологически.

И при чём тут совершенствование личности?

Всё дело в том, что когда мы учимся владеть телом, на подсознание накладывается информационная матрица: «Я (личность) умею управлять своим телом».

Но согласно п.2 — сознание это только часть подсознания (тела), значит «умею управлять» распространяется и на логическое мышление, способность использовать свой мозг с большей эффективностью.

А если взглянуть на п.1, то и с эмоциями та же история. Умение управлять гневом, страхом, возбуждением помогает нам жить. А ведь это называется самообладание, владение собой. Никогда не видел нервного профессионального игрока. Их выдержка является результатом постоянных тренировок.

Получается, что возможность УПРАВЛЯТЬ телом ведет к умению руководить всеми проявлениями личности, к способности развивать их и через тело. Я не говорю о том, что не нужно читать, ходить в театр, заниматься сексом! Выносливый человек с тренированной сердечно-сосудистой системой может делать это качественнее и дольше к обоюдному удовольствию партнёров. Способность воспринимать информацию, также, как и умение организовать своё рабочее время, грамотно распределить силы на день, неделю, месяц возрастает многократно у тех, кто регулярно занимается физическими упражнениями.

Специалисты и мамы знают, что в справке о рождении ребёнка пишут: «...Психомоторное развитие по шкале Апгар... такое-то количество баллов». Не отдельно психическое, и не отдельно моторное (физическое), а одним словом. Если у ребёнка страдает речь, рекомендуют заниматься лепкой для развития мелкой моторики рук, оригами, собирать пазлы. И речь развивается.

Кто-то скажет: «Но ведь у детей только развивается вторая сигнальная система — речь, а логическое мышление отсутствует совсем». А психофизиологи давно доказали, что в голове 3-х летнего ребёнка содержится 95% информации взрослого человека 50-ти лет. Просто дети не умеют её использовать, как не умеют плавать, ездить на велосипеде и т.д.

Тело ребёнка развивается, и вместе с ним развивается сознание. Иногда рождаются вундеркинды. Дети заканчивают институт в 14 лет, в 20 они уже кандидаты наук, преподаватели ВУЗов и т.д. Но что с ними происходит в 40? И сколько из них доживает до пенсии? Дисгармония тела, логики, эмоций требует огромных энергетических затрат, что ведёт организм к дестабилизации и саморазрушению. И ещё одно маленькое наблюдение.

Любая техника совершенствования личности на востоке основана на физических упражнениях. Таковы йога, у-шу, цигун, тай-чи и т.д. Все единоборства — это только часть техник РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

Кунг-фу — это боевой цигун (хотя в монастырях Шао-линь разделяют эти понятия).

Каллари пайату — боевая йога, ставшая нам известной лишь несколько лет назад.

Техники ушу, выполняемые миллионами китайцев в скверах и на площадях, как сто, двести, пятьсот лет назад — это не только физкультура, не только способ самообороны, а в первую очередь, средство гармонизации личности, способ соединить тело, эмоции, разум в единое целое.

И не только древние, славящиеся тысячелетней историей, но и совсем молодые школы направлены, в первую очередь, на развитие личности. Айкидо сформировалось как школа в 20-м веке. Её основатель, Морихей Уэсиба, говорил, что айкидо — это не умение обороняться, а способ не попасть в ситуацию, когда придётся обороняться. «Чем отличается мудрый человек от умного? Мудрый человек никогда не попадает в ситуации, из которых умный с честью выходит». Не о развитии ли личности говорит эта восточная поговорка?

Мудрым может быть не только ум, но и сердце, и тело. Законы диалектики являются основными правилами мироздания, их пока ещё никто не отменял. Закон перехода количества в качество тоже продолжает действовать. На нём основан, как и тысячи лет назад, опыт человека.

Тренировочный процесс также является проявлением этого закона. Многократное выполнение движений приводит к определённым реакциям организма. Именно благодаря действию вездесущего закона перехода количества в качество мы имеем возможность увеличить объём мышц, уменьшить количество жира в организме, провести коррекцию фигуры. Процесс закаливания тоже из этой оперы.

Вечные вопросы русской интеллигенции: «Что делать?» и «Кто виноват?», метания в поисках смысла жизни в восточной философии даже не имеют места. Понятие гармонии, баланса в восточном мире соответствует понятию золотой середины в мире западных людей. Вот к гармонии человек и стремится. К внутренней гармонии, к гармонии с окружающим миром и силами, управляющими нашим миром.

Создавая гармонию в себе, человек приносит её в мир, создавая или укрепляя баланс в мире. Старая восточная мудрость: хочешь изменить мир — начни с себя , основывается именно на этой идее.

Ведь мир ВСЕГДА стремится к балансу, старается сохранить энергетический нейтралитет.

Он не хороший и не плохой, не злой и не добрый, Нейтральный.

Эмоциональную окраску мы придаём всем явлениям сами, субъективно, основываясь на собственных ощущениях, желаниях и опыте. Причем даже близкие люди к одному и тому же явлению могут относиться диаметрально противоположно.

Избитый, но явный пример — выдача зарплаты. Работникам хочется больше получать денег, и при этом меньше работать. А босс относится к этому иначе — он хочет меньше платить, но при этом требует от работников больше работы. Тоже закон диалектики — единство и борьба противоположностей.

Так вот: меняя себя, мы меняем эмоциональную окраску мира, т.е. отношение мира к самим себе.

Жил-был маленький мальчик, умненький очкарик, хилый и болезненный. Его постоянно били одноклассники, даже девочки. Мир был к нему не просто негативен, а жесток и агрессивен. Не помогало даже то, что он постоянно давал всем списывать домашние задания и помогал на контрольных. Мальчик пошёл заниматься спортом (бокс, борьба, каратэ — выбирайте сами) и через какое-то время начал давать отпор своим обидчикам.

И они перестали приставать.

Мир приобрёл для него совершенно другую окраску.

Но ведь мир-то не изменился, а изменился сам мальчик! И это изменило отношение окружающей действительности к нему.

Маленькое лирическое отступление. Сотни лет назад (в V веке до Н.Э.) в Китае жил один странствующий монах, поэт, философ, целитель — Лао-Цзы. 81 стих о Дао — пути мудреца — собраны неизвестным стражником в одну книгу — «Дао дэ дзын». Путь мудреца (посвящённого, просветлённого, Учителя?), идущего по земле (по пути людей), несущего знание (понимание жизни, осознание себя?). В этой потрясающей книге говорится о том, как достичь мудрости в жизни.

Так вот качества ума и души описываются в ней словами «сила», «подвижность», «гибкость». Теми же словами, какими мы говорим о теле человека.

Таким образом Лао-Цзы подчеркнул связь тела, эмоций и сознания.

Настоящим прорывом в медицине, самой консервативной из наук, было введение понятия психосоматика — влияние нарушения работы разных систем и органов человека на его психологический статус, и воздействие сознания на физическое здоровье человека. Возникло целое направление в психиатрии и психологии — телесноориентированная психодиагностика и психотерапия.

Ведь люди с разным темпераментом и двигаются по-разному. Один и тот же человек в разном настроении ходит, сидит, жестикулирует с разной скоростью, амплитудой. А, меняя глубину и темп дыхания, осанку, механику движений мы можем изменить своё состояние, настроение.

Простой пример. Для того, чтобы успокоиться, нужно сделать несколько спокойных вдохов и выдохов, концентрируя внимание на внутренних ощущениях. Это действительно успокаивает.

Существует много других примеров влияния состояния тела на развитие логического мышления и управление эмоциями. Об этом написано и сказано очень много.

Помните главное: КРАСОТА СПАСЁТ МИР. Красота мудра, а мудрость всегда красива.

А основа красоты — это гармония и функциональность.

Желаю вам такими и оставаться. Успехов и до встречи!