В

спортивных и медицинских изданиях публикуются статистические материалы, показывающие рост данных
по травмам и ухудшения здоровья во время оздоровительных занятий. Конечно, при сопоставлении с количеством травмированных спортсменов фитнес выглядит менее травмоопасным, но эти цифры ставят под сомнение сам факт
«оздоравливающего» воздействия фитнеса на конкретного человека. Самый травмоопасный вид фитнес-занятий -
кроссфит - высокоинтенсивная тренировка с использованием базовых движений из различных видов спорта (гиревой спорт, тяжёлая атлетика, спортивная гимнастика, гребля, легкая атлетика и т.д. на развитие. На каждые 1000 часов приходится 3,5 травмы, почти столько же, сколько в
кросс-кантри - спортивной дисциплине в маунтинбайке, с которой спортсмены участвуют в гонках по пересеченной местности со спусками, затяжными подъёмами, скоростными и техническими участками. Тем не менее, кроссфит до сих очень популярен в фитнес-индустрии как оздоровительная программа, способная очень продвинуть клиента в достижении цели похудеть и выглядеть спортивно! Другие фитнес-программы менее травмоопасны, но также вносят свой вклад в увеличение периодов
простоя клиента, когда он не посещает клуб и, соответственно, не увеличивает
доходную часть бюджета. Несмотря на угрожающую статистику, фитнес-клубы продолжают предлагать клиентам разнообразные высокоинтенсивные тренировки. Почему? Возможно, потому что предложенные альтернативные низкоинтенсивные и менее травмоопасные варианты (йога, пилатес, цигун) не интересуют основную массу клиентов - худеющих.

Вариант похудеть за счет снижения массы на потовыгоняющих тренировках очень хорошо укладывается в
привычную схему: больше тренируешься - быстрее теряешь килограммы. Это, правда, не соответствует жестокой статистике, по которой желаемых результатов только за счет фитнеса добивается всего 20%. У остальных вес либо уходит, по их мнению, слишком медленно, либо не уходит вообще. Клиенты в панике начинают винить фитнес, тренера или вообще прекращать всяческие попытки ходить в фитнес клуб. Кто виноват в этой невыгодной никому ситуации: существующая модель фитнес-бизнеса, тренер или сам клиент? Ответ, по большому счету, известен - виноваты все.
Страдают все. Но искать решение нужно клубу и тренеру. Иначе клиент найдет предложение от другого бизнеса (например, косметологии или медицинского центра), которое пообещает ему решить его проблемы гарантированно. И уйдет. Эту ситуацию надо срочно исправлять!
В чем основная, на наш взгляд,
проблема? В
невежестве и лени клиента, не готового к изменению привычек, строгому режиму тренировок, самодисциплине? Так он платит именно потому что у него нет этих ресурсов - знаний и воли. Он
покупает их в фитнес-клубе. В надежде, что его будут вовремя правильно пинать. А главное, делать это весело и не скучно! Именно за это клиент готов выложить свои деньги. Будем воспитывать клиента и терять, в итоге, деньги? Или предложим ему именно то, чего он хочет -
нескучную грамотную программу, гарантированно решающую его задачи? Давайте сократим дискуссию и признаемся, что это - единственный путь. Выгодный всем - клиенту, тренеру, клубу, всей фитнес-индустрии.
Именно этот стимул лежит в основе развития новых направлений в фитнес-индустрии. Кто предложит
самую веселую, мотивирующую и гарантированно работающую программу - тот возьмет деньги с кона. В настоящее время предлагаемые фитнес-клубом клиенту способы достижения его цели не соответствуют имеющимся у клиента возможностям достижения этой цели.

У клиента есть 3 главных ресурса, которыми он готов расплатиться за наши услуги:
здоровье (энергия), финансы, время. Соответственно, мы должны дать клиенту решение, которое максимально бережно учитывало ограниченность этих ресурсов. Т.е, решало их проблему, щадя их здоровье, деньги и время. С учетом того, что основная масса посетителей фитнес-клубов -
женщины, которые хотят похудеть, хорошим альтернативным решением были бы
групповые программы, которые помогают
гарантированно снизить вес за счет жира, сохранив или увеличив мышечную массу.
С учетом того, что снижение веса - комплексная задача, которая требует параллельного решения нескольких задач, такие групповые программы по уровню вложенного интеллектуального ресурса должны быть
гениальны. Или построены на основе жестких анатомических и физиологических законов с учетом индивидуальных особенностей клиента. Под индивидуальными особенностями мы подразумеваем не только тип телосложения и темперамента клиента, но важнейшие функциональные характеристики, такие как состояние ССС и ОДА. Такой подход мы называем
терапевтическим.
Практический подход к построению тренировочных программ на основе терапевтического подхода может быть представлен в виде следующих принципов:
1.
Дозированность и постепенность нагрузки. Является необходимым условием успешного восстановления и совершенствования нарушенных функций. Этот принцип постепенного увеличения количества и интенсивности физических упражнений должен соблюдаться как в отдельных занятиях, так и на протяжении всей программы.
2.
Периодичность и систематичность воздействий. Предусматривает выполнение следующих правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. В начале тренировок применяются простые упражнения с малой физической нагрузкой, затем упражнения усложняются и физическая нагрузка увеличивается. Длительность занятий обеспечивает закрепление и совершенствование результата, поддержание которого должно стать частью общего режима.
3.
Системность и последовательность воздействия. Предполагает, что чередование общеразвивающих упражнений для различных мышечных групп со специальными упражнениями создает условия для использования организмом физиологических механизмов «активного отдыха». Это дает возможность при необходимости увеличивать объем и интенсивность упражнений, не вызывая выраженного утомления. Чередование упражнений с отдыхом связано с необходимостью определения оптимального времени для отдыха между двумя упражнениями, которое позволяет начинать следующее упражнение в фазе суперкомпенсации, что способствует суммированию полученных результатов и приводит к достижению возможно наибольшего лечебного и тренирующего эффекта.
4.
Сознательность и активность человека в выполнении упражнений, в процессе чего он убеждается в совершенствовании своих двигательных умений, улучшении показателей физического развития и общего состояния.
5.
Индивидуализация тренировок – предполагает индивидуальный подход, на основании оценки двигательных возможностей, учитывая возраст, пол, профессию и т.д., а также особенностей восприятия информации и способов ее подачи для некоторых категорий (дети, пожилые, лица с ограниченными возможностями здоровья).
6.
Последовательность развития физических качеств с учетом их иерархии в соответствии с физиологией человека. Инструктор должен понимать сам и уметь объяснить клиенту, что невозможно достичь цели и получить желаемый результат, минуя определенные этапы работы с телом и перепрыгивая через ступеньки. Другими словами, невозможно добиться желаемого уровня развития силы и мышечной гипертрофии или мощности как высшего уровня функциональных качеств без адекватного уровня развития таких основополагающих качеств, как гибкость, выносливость или баланс. Тем более, что все мы к определенному возрасту, имея за спиной заболеваний, стаж вредных привычек и опыт прошлых травм в той или иной степени демонстрируем снижение или отсутствие базового уровня своих физических качеств, которые нуждаются в предварительном восстановлении, прежде чем смогут послужить основой для дальнейшего развития и совершенствования.

Пример
традиционного составления программы тренировок на снижение веса. Давайте рассмотрим стандартную ситуацию – клиент пришел с целью
снижения веса. Опишем, как ее решают в большинстве случаев.
Фитнес-тестирования показало ИМТ больше нормы, недостаток гибкости и снижение уровня выносливости.
Программа тренировок:
- посещение кардио-зоны и аэробных классов для жиросжигания (уровень подготовки обычно является помехой, которую клиент игнорирует)
- посещение силовых классов с целью улучшения тонуса мышц (с советом избегать осевых нагрузок, которыми клиент пренебрегает)
- посещение танцевальных классов с целью увеличения энергозатрат и повышения самооценки (состояние ОДА обычно не является препятствием)
- посещение бассейна с целью жиросжигания в оптимальных для суставов условиях (ограничения по посещению водной зоны, по мнению большинства фитнес- врачей, несущественны или отсутствуют)
Итог. У клиента увеличение
объемов тела на 20% и веса на 3-6 кг. Появились боли в коленях, пояснице, шее. Увеличение отеков по всему тела. Резкое повышение аппетита. Клиент прекратил тренировки на 4 недели.
Причина:
- не учтено состояние ОДА, поэтому на силовых классах постоянно перегружались привычно работающие мышцы сегментов тела и крупные суставы, что привело к гипертонусу и отеку.
- не учтена последовательность этапов развития физических качеств, поэтому возникающая перегрузка тканей привела к спазмированию и гипертонусу отдельных мышц, осложнив нормальное кровоснабжение и ограничению амплитуды движения в суставе. Это снизило энергозатраты и увеличило риск травмирования.
- не учтено состояние ОДА при выборе кардиотренажера, поэтому ухудшилось состояние крупных суставов и позвоночника
- не учтен уровень подготовленности клиента и его выносливость на групповых классах терялся контроль качества движения (координация, амплитуда и скорость выполнения), что вызвало перегрузку суставов и мышц, приводя к застою и отеку. Нарушался аэробный режим тренировки, происходила перегрузка ССС, что снижало эффективность жиросжигания.
- неконтролируемое движение и отсутствие навыка стабилизации сегментов тела относительно друг друга на танцевальных классах приводит к обострению остеохондроза, появлению протрузий и грыж. В результате это привело к локальному нарушению иннервации и кровоснабжения регионов туловища и кожи, что вызвало застой и отек.
- не учтена осанка при выборе стиля плавания, что привело к обострению остеохондроза, осложнило кровоснабжение, вызвало спазмирование отдельных мышц и отек.
Набор веса и объемов очевиден? Ответ - да. По-другому, очевидно, быть и не могло.
Что предлагает терапевтический подход? Продолжение следует.